Обряд венчания
Описание православного таинства венчания:
Таинство просходит после обручения - под пение "Слава тебе, Боже наш, слава Тебе!" жених и невеста, ведомые священником, переходят в центральную часть храма. Священник ставит молодых перед аналоем с Крестом и Евангелием на белое подножие. Единое для двоих подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет - целомудрие и девство вступающих в брак.
Подножие обычно приносят в храм сами молодые (как правило об этом заботится семья невесты). Это может быть белое полотенце, небольшая скатерть или просто кусок полотна (в некоторых храмах принято жертвовать на нужды церкви). Иногда в качестве подножия используют расшитую крестами пеленку или праздничный детский уголок, сохранившийся еще с крещения невесты. На подножие можно ставить венчающихся только с надетыми обручальными кольцами, обычно, после обряда обручения, которое происходит при входе в храм.
Перед тем как обвенчать молодых, священник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерениях и не давали ли обещания брака кому-то другому: "Имаши ли (имя) позволения благое и непринужденное взяти в жены (мужья) сию/сего (имя) его же/ею же пред собой зде видешь? Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)".
После ответа венчающихся, свидетельствующих об осознанности их решения, начинается само таинство венчания. На венчании молодых называют теми именами, которые были даны им при крещении. В молитвах, которые читает священник, часто повторяются ветхозаветные праведники. верно и счастливо жившие в супружестве - Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета.
Венчание жениха сопровождается словами: "Венчается раб Божий (произносится имя) рабе Божией (произносится имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа". Венчание невесты - словами: "Венчается раба Божия… рабу Божиему...". Священник просит Господа даровать венчающимся "видеть чада чадов" - "детей детей", то есть внуков, благословить их благополучием ("исполнить дома их пшеницей") и дать им "друг к другу любовь в союзе мира".
В церковной молитве вспоминается, что еще в раю Господь создал Адаму жену - "помощника" для него, "восполняющего" его самого... Затем священник возлагает венцы на жениха и невесту. иногда - реально, а иногда венцы над головами венчающихся держат восприемники. Венцы символизируют благословение Божие и соединение супругов в вечной жизни.
В отрывке из апостола ("Деяний святых апостолов"), читаемом на венчании, говоится, что отныне двое должны стать одним целым - единой плотью. Евангелие, которое звучит в храме сразу после Апостало, рассказывает о браке в Кане Галилейской, где присутствовал Христос и где Он совершил первое чудо. Настает самая торжественная минута венчания.
Под сводами храма звучат слова: "Господи Боже наш, славой и честью венчай их!" Затем приносится "чаша общения", наполненная церковным вином. Исторически общая чаша - это совместное причастие венчаемых на литургии. Ныне – это общая для двоих часа с красным вином, благословленная священником. Вино в чаше напоминает о чуде превращения в него воды (а виноградное вино, как известно, является символом радости и полноты жизни). А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении.
Не случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она мудрая хранительница очага, призванная всегда думать о сохранении семьи. Новобрачные по очереди (сначала муж, а потом жена) трижды отпивают вино из чаши, выражая таким образом готовность делить общую "чашу жизни" с ее радостями и трудностями. После этого священник под торжественное пение трижды обводит венчающихся вокруг аналоя (высокой треугольной подставки), на котором лежат Крест и Евангелие.
Крест - символ вечности, вечного соединения мужа и жены во Христе. Интересно, что в православной традиции прошлых веков именно троекратное хождение вокруг аналоя, где лежит Евангелия – завет, что брачную жизнь надо строить на христианских принципах. Об этом даже пелось в народных песнях: слова "Круг аналоя водил" означали, что герой обвенчался, женился на своей избраннице.
И действительно, вскоре после хождения вокруг аналоя священник снимает венцы с нововенчанных. При этом жену он уподобляет Рахили, ветхозаветной праведнице, "хранящей пределы закона", то есть охраняющей законы семьи и церкви. Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским воротам, где они целуют икону Спасителя и образ Божией Матери.
Похожие статьи
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи